Привлечение частных инвесторов (M&A, IPO, ГЧП) в инвестиционные проекты. Продажа бизнеса

Необходимость привлечения сторонних ресурсов в свой проект так или иначе возникает у 80-90% всех начинающих предпринимателей. Как найти инвестора; каким образом его заинтересовать. На эти и другие вопросы отвечает предлагаемый материал.

Инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в компании из разных отраслей. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

Соответственно, инвестор – это юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор заинтересован в минимизации риска и в увеличении прибыли. 

 

Виды, группы и задачи инвестиций

В целом инвестиции позволяют капиталистам решать следующие задачи:

- Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов.

- Приобретение новых предприятий.

- Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

 

Все инвестиции можно разделить на две основные группы:

Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий

Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов

 

Основные виды инвестиций:

- Иностранные

- Государственные

- Частные

- Производственные

- Интеллектуальные

- Контролирующие

- Неконтролирующие

 

Действия по привлечению инвесторов
Действие первое: выбрать надёжного партнера

 Ваша основная цель – привлечь инвестора? Для этого Вы должны четко себе представлять его «портрет». Поэтому начать следует с определения групп адресатов, которых Ваш проект может заинтересовать. Для этого, в свою очередь, нужно понять на какой стадии развития находится Ваш бизнес: зарождения, становления, роста, зрелости или заката (в последний случай здесь рассматриваться, по понятным причинам, не будет). Очевидно, что инвесторы по-разному реагируют на предложение вложить деньги в компании, находящиеся на разных этапах развития.

 

На стадии зарождения бизнеса в активе предпринимателя, как правило, только идеи, патенты (и то – это редкость!) или единичные образцы продукции. Есть инициаторы проекта, но управленческое звено еще не сформировано, а бизнес-процессы не налажены. Внешними инвесторами на этой стадии могут стать на 90% вероятности только родственники, друзья или частные лица, имеющие опыт работы в данной отрасли и склонные к рискованным, так называемым венчурным, инвестициям.

 

На стадии становления компания уже наладила выпуск продукции или начала оказывать услуги, однако деятельность ее пока убыточна, бизнес-процессы не отработаны полностью, а команда менеджеров только формируется. Финансировать бизнес на данной стадии могут уже не только друзья и частные лица, но и венчурные фонды.

Уже на этом этапе важно привести в порядок юридическую и финансовую документацию компании. Потенциальному инвестору должна быть понятна корпоративная структура фирмы, ее реальные владельцы, финансовое состояние. Крайне нежелательно, чтобы компания участвовала в судебных разбирательствах относительно ее активов, спорах с государственными органами и т.п. Если планируется привлечение средств для достаточно крупного проекта из-за рубежа, целесообразно перевести бухгалтерскую отчетность на международные стандарты.

 

На стадии раннего роста компания начинает набирать обороты, занимает определенную нишу и долю рынка и даже может получать незначительную прибыль. Начиная с этой стадии, компания уже представляет серьезный интерес для инвесторов, предлагающих прямое рисковое финансирование – венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

Допустим, уже существует небольшая или средняя компания, которой необходимо расширение имеющегося бизнеса, обновление основных средств или запуск нового проекта из этой же, либо смежной отрасли экономики. При этом сумма требуемых инвестиций сопоставима с текущими оборотами компании. В таком случае целесообразнее всего привлечь инвестиции в виде банковского кредита. При этом предприятие получает инвестиции по приемлемой для него стоимости, полностью сохранив самостоятельность в управлении бизнес-процессами.

 

На стадии расширения бизнеса возрастают объемы операций, появляется уже стабильная прибыль. Компания занимает устойчивое положение на рынке, бизнес-процессы отлажены и могут быть перенесены на новые проекты и рынки. На этой стадии развития компании интерес к финансированию могут проявить серьёзные инвесторы–юридические лица, то есть фонды, банки и т.п.

При этом, если требуемый объем инвестиций существенно превышает размеры действующего бизнеса, поиск заемных средств может будет хлопотнее. Банки неохотно кредитуют такие проекты и только при наличии достаточного обеспечения и высокой степени проработанности проекта.

 

Компания, находящаяся в стадии зрелости, – это хорошо управляемая, прибыльная и быстро растущая бизнес-структура, которая, возможно, уже стала одним из лидеров отрасли. В ее активе – высококвалифицированный менеджмент и отработанные бизнес-процессы, бренды, компания крепко занимает свою нишу и обладает серьёзной долей на рынке. На этой стадии компания может заняться публичным размещением акций, которые привлекут внимание институциональных инвесторов (юридические лица), в том числе и пенсионных фондов.

Существенная деталь: компания, которая находится на начальной стадии развития, может иметь при этом другой успешный бизнес. В этом случае она может заинтересовать инвестора и не из «своей» группы. К примеру, если компания открывает свой первый интернет-магазин, но при этом у нее уже есть сеть работающих ресурсов в Интернете, то найти инвестора будет куда легче.

 

Действие второе: донести предложение грамотно и целевым адресатам

Конечно, лучше всего привлекать инвесторов, которые пересекается с деятельностью Вашего бизнеса – у них изначально будет большая заинтересованность, так как это даст им возможность расширить свой бизнес. Хотя есть примеры и успешных корпораций, работающих на совершенно разных рынках.

 

Также в предложении важно определить аудиторию продукта, тех, кто будет покупателем. Инвесторы естественно интересуются потенциально высокодоходными проектами - как правило, с доход более чем с 20% годовых уже на второй год работы. Иначе они вряд ли они пойдут на риск.

 

Но прежде чем обращаться к инвестору, необходимо подготовить краткое резюме инвестиционного предложения. Лишь немногие начинающие бизнесмены готовы к контакту с инвесторами и лишь единицы в состоянии подготовить грамотное инвестиционное предложение. Используйте этот фактор как своё конкурентное преимущество.

 

Итак, резюме должно строиться как рекламный материал: в тщательно выверенном, но небольшом тексте (на 4, 5 страниц) нужно четко сформулировать Вашу бизнес-идею и послание (message).

 

Важны следующие пункты инвестиционного предложения:

Резюме (Executive Summary).

История компании и собственность (Company history and Ownership).

Продукты и/или услуги (Products and/or Services).

- Управленческий и производственный персонал (Management and Labour).

Описание отраслирынка и конкуренции (Industry, Market, and Competitive performance).

- Операции компании (Operations).

- Финансовая история (Financial History).

- Стратегический план (Strategic plan).

- Факторы риска и стратегия снижения рисков (Risks and Risk reduction strategies).

- Прогноз финансового состояния (Financial forecasts).

Потребность в финансировании (Summary of Financing requirements).

- Правительственная поддержка и законодательство (Government support and Regulations). - Финансовое предложение (Financial proposal).

- Приложения (Applications).

 

Большую часть информации из этих пунктов можно найти в бизнес-плане – он ведь у Вас уже есть?

 

Резюме лучше посылать вместе с детальным инвестиционным предложением – иначе Ваше письмо либо примут за рекламный спам, либо все равно попросят Вас представить конкретные предложения.

 

Возможные дополнительные материалы и приложения к инвестиционному предложению:

- Рекомендательные письма о бизнесе и список с контактной информацией партнеров фирмы.

- Рекомендательные письма по ключевым менеджерам.

- Список специалистов (банкиров, юристов, аудиторов, консультантов и т.п.), с которыми работает Ваша компания, плюс их контактная информация.

- Список основных поставщиков, ранжированный по объему поставок.

- Список основных покупателей, ранжированный по объему покупок.

- Список задолженности (если они есть), ранжированный по объему.

- Список просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

- Список договоров аренды, копии арендных договоров.

- Справка налоговой инспекции о состоянии налоговой задолженности.

- Основные трудовые соглашения.

- Развернутые резюме топ-менеджеров и ключевых сотрудников.

 

На этом этапе начинающие бизнесмены обычно совершают две ошибки – рассылают резюме или слишком малому, или слишком большому числу потенциальных инвесторов. Как правило, первый раз предприниматель направляет бизнес-предложение одному капиталисту и терпеливо ждет ответа, которого может и не последовать. Под лежачий камень вода не течёт. При этом посылать резюме сотням адресатов тоже малоэффективно, поскольку к массовым рассылкам инвестор, равно как и любой нормальный человек, относится с большим сомнением.

 

Оптимальный вариант – выбрать не более 10 инвесторов, вкладывающих деньги в отрасль, в которой работает или собирается работать Ваша компания, или в смежные отрасли, и отправить резюме каждому из них. Максимум через неделю стоит позвонить каждому из них и осведомиться, вызвало ли Ваше бизнес-предложение интерес.

 

Действие третье: тщательно готовьтесь и уверенно проводите переговоры

Итак, Ваше бизнес-предложение заинтересовало инвестора. Вам даже предлагают встретиться для заключения договора. Внимание! В этом случае не стоит сразу впадать в эйфорию. Осведомитесь заранее, в чем суть предложения инвестора, и, если оно существенно отличается от Ваших планов, повремените со встречей несколько дней, чтобы дождаться ответов от других людей, которым Вы посылали резюме.

Если же инвестор предлагает практически то, на что Вы рассчитывали, надо как можно быстрее встречаться и начинать переговоры. Но прежде необходимо заключить письменное соглашение о конфиденциальности, чтобы защитить свою бизнес-идею и избежать огласки конкретных сведений о компании.

 

Во время первой встречи инвестор будет ждать от Вас краткой устной презентации компании и инвестиционного проекта. Естественно, Вы должны обладать максимально полной информацией по всем интересующим капиталиста вопросам. При этом если Вам не хватает знаний в каких-то областях, можно пригласить специалиста – как из числа сотрудников Вашей компании, так и извне. Участие нескольких человек в первом раунде переговоров вполне допустимо.

 

Презентация должна быть краткой и энергичной. Помните: сейчас Вы продаете не столько компанию и проект, сколько себя и свою команду. В ходе встречи инвестор будет оценивать Вас как личность и на этой основе составит представление о Вас как о предпринимателе.

 

Здесь важно учитывать, что, например, частный инвестор – это капиталист, который чаще всего имеет либо работу, либо свой бизнес. Он обладает определенным опытом, и будет помогать в реализации проекта, но соискателю инвестиций нужно иметь команду, состоящую как минимум из двух человек. Если соискатель инвестиций предлагает какой-то новый подход к продукту или услуге, то, как правило, за проектом должен стоять опытный менеджер. Сделайте акцент на данном факте при его наличии.

 

С точки зрения инвестора наиболее ценными качествами предпринимателя являются честность, способность к достижению результата, энергичность, интеллект, знания и лидерские способности. Понятно, что идеальных людей не бывает, но чем большими из перечисленных параметров Вы обладаете и (что не менее важно!), чем лучше Вы эти качества продемонстрируете, тем успешнее будет результат переговоров.

Ваш оптимизм и легкий юмор будут хорошими помощниками. Рекомендуем настроиться на позитивно-агрессивный лад – и продавать!

 

Обычно общение с инвестором происходит на презентационных сессиях. Как правило, выступают сразу соискатели по трем-четырем проектам. Важно за 10 минут, отведенных под презентацию, осветить ключевые моменты проекта. Потому что, как правило, после презентации начинаются вопросы. Презентация не должна быть только устной. Лучше подготовить раздаточные материалы и сделать презентацию в программе Power Point.

При этом учитывайте, что многие инвесторы устали от суперпрофессиональных презентаций с большим количеством слайдов. Можно вообще обойтись простыми рисунками и схемами. А лучше всего – вручить инвестору фотографии с изображением продукта или процесса оказания услуг.

 

6 выражений, которых необходимо избегать не переговорах с инвестором:

- «Моя бизнес-идея – это секрет, поэтому детали я раскрывать пока не буду». Мол, пока инвестор не подпишет что-нибудь или не даст денег – он ничего толком и не узнает. Такой подход закрывает все возможности для совместной работы.

- «Сеть фраз, которые не стоит говорить инвесторамУ меня нет средств на то, чтобы сделать прототип». Согласитесь, если бизнесмен не может самостоятельно начать дело хотя бы на стадии проектировки и первых шагов, то как он будет управлять большим бизнесом, когда тот вырастет?

- «У нас не всё гладко в команде, среди руководства». После таких слов инвестор делает однозначно неутешительные выводы.

- «Инвестиции нужны на рекламу, чтобы привлечь побольше клиентов, чтобы продавать им рекламу». Это демонстрирует, что бизнес-модель предпринимателя не дееспособна. Бизнесмен хочет продавать рубль за девяносто пять копеек? Как аргумент это не работает.

- «Я только учредитель, сам бизнес вести не буду, а в будущем наймём хорошего управленца». Без комментариев.

- «У меня есть/будут еще несколько проектов». Это даст понять инвестору, что перед ним прожектёрщик, который способен только генерировать идеи.

 

Будьте готовы к тому, что прежде чем принять даже промежуточное решение, инвестор задаст вам много вопросов, на которые вы должны быть готовы дать чёткий ответ.

Первая встреча может продлиться от одного до двух часов. Во время первого «свидания» инвестор преследует три цели: получить больше информации о бизнесе и бизнес-модели (как Вы зарабатываете/собираетесь зарабатывать деньги); предварительно оценить Вас как потенциального партнёра; уточнить и согласовать основные параметры сделки. Если до обсуждения условий сделки дело не дошло – ответ на Ваше предложение, скорее всего, будет отрицательным. Рекомендуем в данном случае воспринять это как стимул стать лучше.

 

Действие четвертое: закрепление договоренностей «на бумаге» 

Ключевые договорённости по сделке, согласованные на переговорах, должны быть зафиксированы в виде документа, который называют «письмом об обязательствах» (Сommitment Letter) или «условиями сделки» (Term Sheet).  Письмо об обязательствах должно содержать все главные условия сделки, выраженные в понятной и однозначно трактуемой форме.

 

6 основных разделов документа с условиями сделки:

- Основные параметры инвестиций (точное описание объема и сроков инвестиций, ограничения на использование средств, а также разъяснение, что произойдёт в случае превышения сроков и т. д.).

- Чёткое описание обеспечения гарантий, страховок в пользу инвестора (если речь идет об использовании кредитных ресурсов) и приобретаемых ценных бумаг (если речь идет о вложении в капитал).

- Условия предоставления инвестиций (участие в управлении компанией, состав, порядок и периодичность их работы; предоставление финансовой и оперативной отчетности; выбор аудитора и порядок аудита; порядок начисления и выплаты дивидендов; участие инвестора в назначении топ-менеджеров и определении размера их вознаграждения и т. п.).

- Обязательства компании, при невыполнении которых условия сделки могут стать недействительными (компания должным образом зарегистрирована, не имеет задолженностей по налогам, представленная финансовая информация должна соответствовать истине, против компании не ведутся судебные процессы, инвестиции будут использованы в соответствии с планом, согласованным с инвестором и т. п.).

- Условия соглашения (срок, в течение которого компания не будет вести переговоров с другими инвесторами, ожидаемый срок закрытия сделки и перевода инвестируемых средств, проверка компании инвестором, начиная от посещения офиса или производства и заканчивая проверкой финансового и правового положения компании).

- Иногда в качестве меры дисциплинарного воздействия на компанию инвесторы выдвигают условие: компания должна открыть депозит в пользу инвестора в размере 1-2% от обязательств по инвестированию. В случае если сделка будет прервана по инициативе инвестора, депозит возвращается компании, если же сделка сорвется по вине компании – депозит переходит инвестору. Аналогичное соглашение может быть достигнуто в отношении затрат на проверку компании с привлечением сторонних специалистов.

 

Важно понимать, что письмо об обязательствах является деловым, а не юридическим документом – это скорее письмо о намерениях, чем обязательство. И даже если он будет подписан, сделка может не состояться (или быть перенесена) по инициативе любой из сторон. Перенос сроков предполагает новые переговоры, пересмотр и/или дополнение документа.

 

Сделку можно считать состоявшейся только после того, как деньги поступят на счет Вашей компании. Учитывайте это момент. О нём крайне важно помнить.

*** Пример сайта по подбору инвесторов http://investtalk.ru/investori

В целях поддержки реализации крупных инвестиционных проектов на территории Калининградской области действует Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом Особая экономическая зона в Калининградской области (далее — ОЭЗ) – территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Федеральный закон предусматривает специальный статус резидента ОЭЗ – юридического лица, включенного в единый реестр резидентов и осуществляющего инвестиционный проект в соответствии с Федеральным законом.

Резидентами ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, установленный статьей 288.1 и статьей 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации: в первые 6 лет со дня включения организации в реестр резидентов – по ставке 0%; с 7 по 12 годы – 50% от ставки, установленной законодательством.

В целях создания дополнительных благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области, способствующих ее устойчивому социально-экономическому развитию, Правительством Калининградской области утверждена целевая программа Калининградской области «Развитие инвестиционной деятельности» на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства Калининградской области от 12.07.2011 № 530), предусматривающая реализацию комплекса мер по направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Калининградской области.

Основная задача данного направления — оптимизировать нормативную правовую и методическую базу, координирующую инвестиционную деятельность на территории Калининградской области. Необходимость реализации мероприятий по формированию и модернизации нормативной правовой базы, обеспечивающей условия для развития инвестиционной деятельности в Калининградской области, обусловлена тем, что реализация инвестиционной политики в качестве необходимого условия своей эффективности требует создания институциональной основы и соответствующих процедурных механизмов.

Нормативная правовая основа развития инвестиционной деятельности к настоящему времени в значительной степени уже сформирована, однако существует необходимость в детализации отдельных аспектов.

Необходимо разработать порядок оказания государственной поддержки инвесторам в форме сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, который закреплен в действующем Законе Калининградской области «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области».

2. Создание благоприятной административной среды и снижение административных барьеров, создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов.

Необходимость реализации мероприятий, направленных на создание благоприятной административной среды и снижение административных барьеров, создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов, обусловлена растущей конкуренцией субъектов Российской Федерации в области привлечения инвестиционных компаний для реализации проектов на территории субъектов Российской Федерации. Создание подготовленных инфраструктурных площадок, заблаговременное решение вопросов, связанных с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также с созданием энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, значительно упрощают реализацию инвестиционных проектов, повышают их успешность и эффективность.

Минимально необходимыми мероприятиями для эффективного развития инвестиционной деятельности и повышения конкурентных преимуществ Калининградской области в привлечении инвесторов являются активизация деятельности действующих и создание новых институтов развития инвестиционной деятельности в Калининградской области, в том числе:

1) обеспечение деятельности совета по размещению инвестиций на территории Калининградской области, образованного Постановлением Правительства Калининградской области от 21 января 2011 года № 17 «О совете по размещению инвестиций на территории Калининградской области»;

2) активизация деятельности администрации Особой экономической зоны в Калининградской области, структурного подразделения Правительства Калининградской области, обеспечивающего организацию функционирования Особой экономической зоны в соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

3) повышение эффективности деятельности специализированных институтов привлечения инвестиций, таких как центр государственно-частного партнерства Правительства Калининградской области.

3. Создание инвестиционных площадок и развитие инвестиционной инфраструктуры.

Существенной мерой, призванной улучшить инвестиционный климат Калининградской области, способной привлечь инвестиции в реальный сектор экономики и содействовать модернизации экономики Калининградской области, станет создание и развитие инвестиционных площадок как структуры, формирующей максимально комфортные условия для создания новых производств. При этом создаваемые инвестиционные площадки будут обладать готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать реализацию проектов.

Дальнейшее развитие инвестиционных площадок предполагается на основе государственно-частного партнерства и, в первую очередь, именно за счет частных инвестиций и снижения рисков неэффективного использования региональных финансовых ресурсов. Участие бизнеса обеспечит снижение инвестиционных рисков за счет компетентного выполнения несвойственных государственным органам функций по проведению бизнес-экспертизы проектов.

Основные мероприятия данного направления:

1) определение целевых производственных кластеров и программ их развития, создание центров кластерного развития;

2) создание перечня подготовленных инвестиционных площадок, включающих подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур;

3) создание базы данных о незадействованных площадях на предприятиях, в муниципальных образованиях Калининградской области и ее размещение на интернет-сайте «Инвестируйте в Калининградскую область» с целью организации новых высокотехнологичных производств;

4) формирование и обновление реестра неиспользуемых земельных участков для предложения инвесторам, пригодных для строительства жилых и производственных помещений, а также для развития сельского хозяйства;

5) разработка моделей финансирования инвестиционных площадок, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и областного бюджета, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использования различных источников финансирования;

6) привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

4. Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций

Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций включает в себя проведение следующих мероприятий:

1) формирование программы мероприятий по приведению тарифов к целевым значениям, обязывающим ресурсоснабжающие организации к исполнению соответствующих энерго- и ресурсосберегающих программ;

2) оказание содействия в упрощении процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение;

3) разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использования энергосберегающего оборудования и технологий;

4) создание системы контроля за размером и обоснованностью текущих затрат областных и муниципальных организаций естественных монополий, включая обеспечение публичности данной информации;

5) проведение аудита энергоэффективности и эффективности использования ресурсов, обоснованности затрат естественных монополий и затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

 5. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.

Для кадрового обеспечения инвестиционного процесса необходимо уделить внимание мерам по упрощению порядка въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Калининградской области.

Для упрощения въезда, пребывания и привлечения к трудовой деятельности на территории Калининградской области высококвалифицированных специалистов и членов их семей рекомендовать Федеральной миграционной службе  внести изменения в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства от 11 января 2008 года N 1/4/1/2, в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С целью упрощения порядка въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Калининградской области предлагается подготовить предложения ФМС России по сокращению срока оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию для иностранных граждан и лиц без гражданства уполномоченными подразделениями и территориальными органами ФМС России.

Для совершенствования порядка определения потребности и формирования квот на привлечение и использование иностранных работников рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации внести изменения в нормативные правовые акты в связи с совершенствованием механизма квотирования привлечения иностранной рабочей силы, не относящейся к категории высококвалифицированных иностранных специалистов.

С целью введения электронной формы подачи документов для нострификации документов об образовании, перехода от процедуры установления эквивалентности к процедуре признания документов об образовании зарубежных вузов, реализации функции информационного центра по вопросам нострификации документов подготовить предложения Министерству образования и науки Российской Федерации по изменению законодательства в части совершенствования процедур признания в Российской Федерации иностранных документов об образовании, ученых степенях и об ученых званиях.

Для исключения необходимости прохождения специальной процедуры нострификации документов об образовании предложить Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и принять нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, утверждающие перечень ведущих иностранных высших образовательных учреждений, дипломы которых автоматически признаются на территории Российской Федерации.

Для внедрения в практику новых передовых механизмов инвестиционной политики, а также улучшения качества кадрового обеспечения инвестиционного процесса на региональном уровне предлагаются:

1) подготовка специалистов путем формирования государственного задания для государственных учреждений профессионального образования Калининградской области с учетом заказа инвесторов;

2) организация повышения квалификации руководителей и специалистов профильных исполнительных органов государственной власти Калининградской области, участвующих в инвестиционном процессе, с включением в программу обучения изучения лучшего опыта привлечения инвесторов, совершенствования инвестиционных условий и административных процедур;

3) организация процесса обмена опытом с передовыми регионами по данному вопросу, со специализированными организациями, ассоциациями и объединениями, а также муниципальными образованиями Калининградской области;

4) организация обучения и изучения лучшего опыта по составлению бизнес-планов и других обосновывающих материалов для инвесторов.

6. Формирование позитивного имиджа Калининградской области.

Основная задача данного направления — привлечь внимание российских и международных деловых кругов к Калининградской области, показать привлекательные для потенциальных инвесторов условия инвестирования в экономику Калининградской области, представить область как перспективного партнера, обладающего значительным инвестиционным потенциалом.

Для этого исполнительные органы государственной власти Калининградской области используют различные информационные и организационные методы влияния на процессы, происходящие в инвестиционной сфере, в том числе посредством разработки и издания информационно-справочных презентационных материалов о Калининградской области.

Осуществление информационного обеспечения должно формировать информационное поле, стимулирующее привлечение инвестиций в экономику Калининградской области, что предполагает:

1) формирование образа Калининградской области как инвестиционно привлекательной территории;

2) адресное распространение информации об областных инвестиционных проектах;

3) взаимодействие со средствами массовой информации и широкое освещение инвестиционной деятельности и инвестиционной политики Калининградской области;

4) выпуск презентационных и информационно-рекламных материалов по инвестиционной тематике (по отраслям экономики и сферам деятельности), в том числе на русском и иностранных языках, что позволит представить инвестиционные возможности Калининградской области целевой аудитории — деловой элите Российской Федерации и зарубежным деловым кругам;

5) создание системы освещения информации в сфере инвестиций в средствах массовой информации, что будет способствовать повышению информационной открытости инвестиционных процессов Калининградской области и международному информационному обмену;

6) поддержка специализированного многоязычного интернет-сайта об инвестиционной деятельности в Калининградской области «Инвестируйте в Калининградскую область» (www.investinkaliningrad.ru), который должен обеспечить наглядное представление инвестиционных возможностей Калининградской области, ее инвестиционной стратегии и инфраструктуры, а также потенциальных направлений развития;

7) развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями и торгово-промышленными палатами.

Для создания положительного инвестиционного имиджа Калининградской области посредством выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий предлагается:

1) формирование плана мероприятий по участию Правительства Калининградской области в выставочно-ярмарочной деятельности, экономических форумах, что позволит представить Калининградскую область мировому и российскому инвестиционному сообществу, будет способствовать поиску инвесторов, отбору перспективных проектов, организации эффективного взаимодействия субъектов рынка инвестиций, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) проведение отраслевых выставок, конференций, ярмарок, форумов на территории и за пределами Калининградской области для инвесторов с участием представителей исполнительных органов государственной власти Калининградской области;

3) вхождение в информационные ресурсы федеральных министерств и ведомств, Государственного Совета Российской Федерации, а также действующих институтов развития;

4) организация Дней экономики Калининградской области в Российской Федерации и за рубежом и организация регулярного обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и с зарубежными странами.

С целью улучшения восприятия Калининградской области необходимо организовать работу по повышению кредитного и инвестиционного рейтингов Калининградской области с международными рейтинговыми агентствами.

В целях реализации дополнительных мер по снижению инвестиционных рисков Министерством экономики Калининградской области проводится работа по внедрению положений Стандарта органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в части:

1)       разработки инвестиционного меморандума Калининградской области;

2)       разработки плана создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры региона;

3)       внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;

4)       создания специализированной структуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

5)       формирования доступной инвестиционной инфраструктуры для развития предпринимательских проектов;

создания канала прямой связи инвесторов.

 

*** Существует четыре основных вида финансирования в рамках государственных программ федерального и муниципального уровней, осуществляющих поддержку предпринимательства:
• прямое (целевое) кредитование — выделение государственной ссуды непосредственно предприятию с условием возвратности денежных средств. В этом случае государство, как и коммерческий банк, устанавливает процентные ставки, срок и механизм возврата;
• гранты и дотации — субсидии на конкретный проект (обычно выделяются безвозмездно);
• долевое участие — государство через делегированные органы выступает долевым вкладчиком в проект, остальная часть вклада осуществляется обычно коммерческими структурами;
• гарантии по кредитам — в этом случае предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Кредитование — этот способ привлечения инвестиций может осуществляться в двух вариантах: предоставления в долг денег (ссуда) или товаров (товарный кредит). Кредитованием занимаются коммерческие банки, транснациональные банки, финансово-промышленные группы, которые продают облигации, предоставляют займы и кредиты.

Финансирование, связанное с изменением акционерного капитала. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие продает ему часть своей собственности, а вместе с тем в зависимости от доли инвестора и контроль над предприятием.

Реализация данного вида финансирования может осуществляться в виде венчурных и целевых (стратегических) инвестиций:
• венчурные инвестиции — это вложение средств в реализацию проектов, ориентированных на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не отработанных на практике. Этот вид инвестиций связан с высоким риском, но и большими доходами в случае удачи. Реализация инвестирования осуществляется по принципу: инвестиции в обмен на акции. Необходимо отметить, что венчурный инвестор вкладывает деньги в большое количество не связанных между собой проектов в различных сферах деятельности, тем самым, диверсифицируя свои вклады, добивается снижения общего риска. Венчурный инвестор осуществляет долгосрочные инвестиции, ожидая, что вложенные средства окупятся через 5—10 лет. Осуществляя инвестирование путем приобретения доли собственности предприятия, венчурный инвестор не стремится контролировать финансируемое предприятие.

В настоящее время в России существуют два источника венчурного капитала:
• венчурные инвестиционные фонды;
• индивидуальные инвесторы частного капитала (ими могут быть российские и зарубежные физические лица);
• целевые (стратегические) инвестиции — капиталовложения с вполне конкретной задачей: ориентация на целевые секторы (пищевая, легкая промышленность, строительство и т.д.), и путем покупки пакета акций предприятия, активное участие в управлении.

Актуальной задачей большинства российских предприятий является выбор наилучшей формы финансирования. Под формой финансирования понимается способ привлечения инициатором проекта финансовых ресурсов на определенные цели.

Основными формами финансирования проектов в отечественной и мировой практике считаются:
• собственное финансирование за счет прибыли, амортизированных отчислений и других источников;
• заемное финансирование за счет облигационных займов, банковских кредитов, займов других организаций;
• централизованное финансирование за счет средств государственного бюджета;
• акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов;
• лизинговое финансирование за счет вкладов лизингодателей.

В связи с переходом к рыночной экономике расширяется круг инвесторов в России. Помимо государства и хозяйствующих субъектов (АО, ЗАО, ООО и других юридических лиц) инвесторами стали и неюридические лица — ассоциации, физические лица. В то же время сократились возможности инвестирования для некоммерческих организаций — предприятий и организаций потребительской кооперации, которые за годы рыночных преобразований понесли серьезные экономические потери.

Дефицит внутренних инвестиционных ресурсов компенсируется притоком иностранного капитала. Иностранный капитал выполняет еще одну новую функцию в реформируемых странах: шире мобилизует инвестиционные ресурсы на международных рынках капиталов. Иностранные банки активнее осуществляют операции на рынках финансирования частных корпораций в этих странах.

 

***ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в инфраструктуру за счет внебюджетных источников, т.е. частного капитала российских и иностранных инвесторов.

Интерес государства к частному бизнесу не исчерпывается только этим. Среди основных задач, которые решает государство, привлекая частных инвесторов к созданию и управлению, например, дорожной инфраструктурой, также находятся следующие:

·         повышение качества проектно-изыскательских, строительных работ и транспортных услуг;

·         экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации постоянных транспортных сооружений, за счет переложения эксплуатационных расходов на частную компанию при сохранении за государством прав собственности на эти объекты;

·         сокращение непроизводительных затрат и издержек, уменьшение сроков строительства, привлечение передовых современных технологий [3, с.15].

Заинтересованность бизнеса в государственно-частном партнерстве также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса, в том числе и в ГЧП в дорожном хозяйстве, можно отнести следующее:

·         возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса минимальна;

·         государственная поддержка при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

·         проведение независимой государственной экспертизы проектов, которая дает большую уверенность бизнес - участникам партнерства в эффективности и выгодности предлагаемых для инвестирования инновационных проектов;

·         распределение рисков осуществления инновационно-инвестиционных проектов между государством и частным бизнесом.

Можно сказать, что государственно-частное партнерство направлено на использование лучших качеств государственного и частного секторов, используя, где это возможно, инновации и деловой опыт частного сектора, при этом сохраняя общее планирование, координацию и нормативный контроль над инфраструктурными сетями за государственным сектором. Поэтому в настоящее время необходимо развитие механизмов финансирования инновационно-инвестиционной деятельности с привлечением частных средств и стимулирования инновационной среды посредством расширения взаимодействия частного капитала и государственного сектора через механизмы ГЧП.

Государственно-частное партнерство дает возможность финансирования проекта из разных источников и комбинирования собственных и заемных средств. Основными источниками финансирования проектов ГЧП в дорожной сфере являются следующие:

1.       Средства бюджетов разных уровней. В Российской Федерации одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение (федеральные проекты) и осуществляемых на условиях ГЧП в транспортных отраслях, является Инвестиционный фонд РФ, образованный как часть федерального бюджета. При этом в транспортной инфраструктуре Российской Федерации бюджетное финансирование в наибольшем объеме предусмотрено для проектов ГЧП в автодорожной отрасли (автомобильные дороги, искусственные сооружения на них и иное обустройство дорожных объектов) от 43,9% до 64,4% от общего межотраслевого финансирования инфраструктурных проектов [3,c.27]. Инвестиционный фонд предусматривает финансирование общегосударственных и региональных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, при условии, что вклад инвесторов составляет не менее 25% для федеральных проектов и 50% для региональных проектов. В случае реализации регионального проекта, из регионального бюджета должна быть выделена определенная доля софинансирования. При этом все проекты должны удовлетворять критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

2.       Средства частного сектора экономики. Участниками государственно-частного партнерства со стороны частного сектора экономики могут выступать граждане и юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство. Проекты ГЧП подразумевают сложные финансовые, юридические и контрактные отношения между государственным и частным секторами и представляет долгосрочные политические, финансовые и контрактные обязательства. Невозможно принудить частных инвесторов к участию в ГЧП. Они будут вступать в партнерские отношения с государством, только если будут считать, что проект имеет хорошие шансы на успех и что их интересы будут соблюдены. Способствует частному финансированию при оптимальных условиях для государственного сектора благоприятный инвестиционный климат. Частные инвестиции требуют комплекса установленных правил и процедур, обеспечивающих разумную степень доверия к защите инвестиций. Хорошо сформулированные юридические и нормативно-правовые механизмы в сочетании с политикой в области ГЧП позволяют сторонам понять границы своих взаимоотношений и уверенно определять условия контрактов [5].

3.       Кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений. Важную роль в реализации стратегических направлений государственной экономической политики играют банки развития. Банку развития в рамках закона и устава позволено направлять возможную прибыль на реализацию определенных мероприятий финансового содействия или покрытие рисков. Государственная гарантия позволяет банку развития производить льготное рефинансирование на рынке капиталов. Получив поддержку государства, банк развития должен не конкурировать с коммерческими банками, а сотрудничать с ними на основе субсидиарности и разделения полномочий [2, c. 101]. Опорным институтом развития ГЧП в России стал банк развития – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Использование инструментов ГЧП стало одним из приоритетных направлений его деятельности. Внешэкономбанк сотрудничает с другими финансово-кредитными учреждениями с целью совместного финансирования инвестиционно-инновационных проектов как в форме кредитования и предоставления гарантий, так и инвестиций в капитал. Кроме того, Внешэкономбанком разработана программа по финансированию содействия проектам регионального и городского развития. В рамках программы Внешэкономбанк осуществляет финансовое содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по подготовке инвестиционных проектов, направленных на решение ряда проблем регионального и городского развития, в том числе и развития региональных и муниципальных систем массового транзита (модернизация и строительство дорог, мостов, скоростных трамваев, аэропортов) [4].

4.       Средства международных финансовых институтов. Одним из важнейших источников финансирования проектов ГЧП стали международные финансовые организации: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация, входящая во Всемирный банк, Евразийский банк развития (ЕБР) и другие [1, с.19]. Программы сотрудничества Внешэкономбанка с международными финансовыми институтами предусматривают возможность совместного финансирования инвестиционных проектов по приоритетным для сторон направлениям, осуществляемых российскими и иностранными компаниями на территории Российской Федерации. Финансирование инновационно-инвестиционных проектов в области инфраструктуры (в том числе транспортной) осуществляется в рамках инвестиционной программы, предусматривающей предоставление Внешэкономбанком целевых кредитов компаниям за счет привлеченных средств от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере до 500 млн. долларов с возможностью последующего увеличения до 1 млрд. долларов. Одним из условий участия Внешэкономбанка в этой инвестиционной программе является предоставление финансирования в размере, сопоставимом с заемными ресурсами. Предоставление средств возможно на срок от 15 до 30 лет. При этом процентная ставка для конечных заемщиков устанавливается с учетом стоимости заимствования у МБРР и может быть существенно ниже среднерыночного уровня [4].

5.       Средства прочих институциональных инвесторов. Интерес представляет и такая форма государственно-частного партнерства, как инфраструктурное финансирование, привлекаемое концессионером посредством выпуска инфраструктурных облигаций. Использование инфраструктурных облигаций в качестве инструмента инвестирования применяется в любом инфраструктурном проекте с длительным сроком окупаемости и низкой доходностью, но со стабильным денежным потоком и участием государства в данном проекте. Представляется, что использование инфраструктурных облигаций в механизмах концессий в ГЧП проектах, может положительно сказаться как на развитии процессов инвестирования, так и на решении проблем развития инновационной деятельности российской экономики [6, c.73] Выпуск инфраструктурных облигаций позволяет привлечь для финансирования инфраструктурных проектов средства большего количества инвесторов, включая:

- средства частных инвесторов посредством инвестиционных фондов и (или) напрямую в случае доступности инфраструктурных облигаций неквалифицированным инвесторам;

- пенсионные фонды, являющиеся одним из основных источников «длинных» денег, однако практически не имеющих на сегодняшний момент внутренних инструментов для долгосрочного инвестирования;

- страховые компании, также являющиеся одним из важнейших источников «длинных» денег в экономике развитых стран, но не имеющих такой роли в России в силу, например, меньшей развитости страхования жизни;

- частные банки средних размеров, не имеющие значительной государственной поддержки для участия в консорциумах инвесторов, а также достаточного объема средств для самостоятельного финансирования инфраструктурных проектов.

В настоящее время усилия органов государственной власти, ответственных за развитие автодорожной инфраструктуры, направлены на то, чтобы обеспечить максимально эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов. С этой целью Правительство РФ стимулирует развитие государственно-частного партнерства, передавая во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты транспортной отрасли. Использование государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве, с опорой на стабильные гарантии в лице государства в покрытии значительной части финансовых рисков инновационно-инвестиционных проектов, создает уникальную возможность участия бизнеса в инвестировании в инновационные проекты, в стимулировании внедрения новых прогрессивных технологий.

BIGTheme.net • Free Website Templates - Downlaod Full Themes